Музыка в театре, в кино, на телевидении.
Конспект
Урок музыки в 5 классе по теме «Музыка в театре, кино, на телевидении»
Цель урока: Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.
Познакомить учащихся с жанром мюзикла.
Задачи урока:
Углубить знания учащихся о различных музыкальных жанрах;
Продолжать эстетическое воспитание на примерах «Золотого фонда» кинематографии.
Основные понятия:
Сценарий, мюзикл, либретто.
Оборудование:
Презентация на тему урока,
видео сцены «Ледового побоища»,мюзикла «Звуки музыки» ,
Ход урока:
- Организационный момент.
- Начнём сегодняшний урок строчками Шостаковича: -«Музыка может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека ,и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества» (слайд 1 ).
Уч-ль: Ребята, скажите пожалуйста, как музыка может показать то, что творится в душе человека и человечества?
Уч-ки: Через вокализ.
Уч-ль: Если музыке поможет литература?
Уч-ки: Получится песня, романс, серенада...
Уч-ль: Когда мы с вами исполняли песни, романсы, слушали вокализ, баркаролу,то образы мы себе представляли. А что поможет нам увидеть образы перед глазами?
Уч-ки: Театр, кино, телевидение.
Уч-ль: Правильно. И сегодня мы проведём связующую линию между музыкой, литературой и театром, кино и телевидением.
Тема сегодняшнего урока : Музыка в театре, фильмах, мульфильмах, на телевидении.
Может кто из вас знает, на основе чего создаётся фильм?
( Ответы детей)
Уч-ль: И фильм, и спектакль
создаются на основе литературного сценария, который напоминает либретто. (Для чего пишется либретто?) к опере или балету. В то же время создание любого спектакля в театре, художественного, документального, мультипликационного фильма, а так же многочисленных передач по телевидению не может обойтись без музыки.
( слайд 5)
Музыка в театре, кино, на телевидении может выполнять разные функции:
Иллюстрировать действие;
Играть одну из главных ролей, раскрывая содержание спектакля, кинофильма, передачи.
Подчёркивать эмоциональное состояние, настроение героев.
( слайд 6) На заре кинематографии, когда ещё не умели записывать звук, немые фильмы всегда сопровождались музыкой, которую исполняли тапёры - музыканты-аккомпаниаторы. Именно музыка помогала ярче, глубже переживать содержание фильма.
Большое значение в кино, особенно для выражения эмоционального начала, приобретает муз. Тембр. Иногда возникает необходимость исказить реальное звучание муз. инструментов . К деформации тембров , нарушению звукового баланса прибегали С. Прокофьев и С Эйзейнштейн при музыкальном озвучивании сцены ледового побоища в «Александре Невском». С помощью микрофона , приближенного к медной группе оркестра, достигалось зловещее звучание ревущих труб, характеризующих вражеских рыцарей. ( фрагмент фильма)
(слайд 7) Сегодня мы познакомимся с новым жанром - МЮЗИКЛ. Кто-нибудь знает, что это за жанр? Может кто из вас уже был на мюзикле?
Давайте попробуем по фотографиям понять, какие виды искусства сочетает в себе мюзикл.
(РАЗБИРАЕМ)
Это сценическое действие?(значит действие происходит в театре)
Сценарий нужен?
А музыка для сопровождения?
А танец здесь присутствует?
Костюмы, декорации есть?
Молодцы! Вот что у нас с вами получилось.
(слайд 8)Определение мюзикла.
Среди наиболее известных мюзиклов- «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, «Звуки музыки» Роджерса, «Юнона и Авось» А. Рыбникова «Волк и семеро козлят на новый лад» » А. Рыбникова. Отдельные мелодии мюзиклов становятся очень популярными и запоминаются надолго. Например из мюзикла «Звуки музыки» песенка про ноты, которую мы с вами посмотрим и разучим.
Ребята, а какие муз фильмы вы знаете?
Ученики отвечают.
Уч-ль: Давайте исполним
Что нового вы узнали на уроке Является ли музыка неотъемлемой частью произведений киноискусства, телевидения?
( оценить учащихся).