"Мой край- моя культура".
Рабочая программа внеурочной деятельности
по музыке «Мой край - моя культура»
4 класс
(всего 35часов -1 час в неделю).
Направление: духовно-нравственное Рассмотрена и одобрена
Класс: 4 на заседании педагогического совета
Количество часов: 35часов – 1 час в неделю от__________________2014г.
Срок реализации: 1 года
Составлена на основе: Данилюк А.Я., Логинова А.А., Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – М.: Просвещение, 2012. (Работаем по новым стандартам).
Рабочую программу составила:_______________/Г.К.Фроленко/
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка…………………………………………………….2
- Содержание программы...……..…………………………………………...4
- Основные требования к умениям учащихся…………………………….6
- Календарно-тематическое планирование………………………………..8
- Литература………………………..…………………………………..……22
1. Пояснительная записка
В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста, а связь с музыкой повышает этот интерес, делая процесс обучения творческим и эмоциональным. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных качеств личности школьника. Условия современного общества стимулируют человека учиться мобильности и приобретать способность ориентироваться в новых условиях жизни.
Актуальность программы:
Программа духовно-нравственного воспитания «Мой край - моя культура» направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.
Новизна программы: программа основана на взаимосвязи краеведения и музыкальной культуры.
1. Региональный компонент.
Региональный компонент направлен на решение задачи формирования уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природы нашей страны, её современной жизни. Данный компонент ориентирован, помочь детям лучше узнать свой край: его историю и обычаи, сформировать базовые знания по национальной литературе, культуре, фольклору, этнографии. Многосторонние знания о крае, где человек родился, живёт и учится, способствуют осознанию человеком себя как личности, как достойного гражданина своего края и страны, способствует расширению исторического кругозора, воспитанию патриотических чувств и гордости за свой край.
2. Музыкальное искусство.
Музыка это удивительный мир, сотканный из тончайших человеческих эмоций, глубин души, того, что невозможно описать и выразить. Музыка – средство выражения человеком своего внутреннего мира, мыслей и чувств, а также отношение и отображение явлений внешнего вида (исторических событий, картин природы) в преломлении национальных, народных корней композитора. Музыка обладает удивительным и неповторимым свойством воспитания нравственности души человека. Она помогает глубже понимать, любить, ценить прекрасное, позволяет быть чутким и развивает внутреннее чутьё видеть и слышать то, что другим недоступно. Музыка пробуждает в нас самые сокровенные желания, цели и мечты, помогает открыть лучшие качества нашей истинной природы: чистоту, искренность, честность, щедрость, смелость, доброту. Через неё мы обретаем себя, узнаём своё истинное «я».
Цель программы: способствовать развитию и воспитанию высоконравственной, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю, традиции, музыкальное наследие своего родного края и своей страны.
Задачи программы:
- формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
- воспитывать любовь к музыкальному наследию и культуре родного края;
- воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
- воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
- приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Программа кружка "Мой край - моя культура" разработана с учётом возрастных особенностей обучающихся первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Программа является компонентом внеурочной деятельности в 1-4 классах, рассчитана на 35 часов в год, 1 час занятия в неделю. Общее количество часов - 70 часов. Срок реализации два года.
Программа включает в себя фонохрестоматию на CD, составленная автором программы в помощь учителю для проведения занятий.